Бензиновые сажевые фильтры (GPF/OPF/PPF)
- GPF (Gasoline Particulate Filter / Сажевый фильтр для бензиновых двигателей) — улавливает частицы сажи из выхлопных газов бензиновых двигателей.
- OPF (Otto Particulate Filter / Сажевый фильтр Отто) — аналог GPF. Термин «Отто» отсылает к циклу Отто (бензиновые двигатели). Часто используется немецкими производителями (например, Volkswagen Group, BMW).
- PPF (Petrol Particulate Filter / Бензиновый сажевый фильтр) — то же, что GPF. Аббревиатура распространена в Европе и Великобритании.
Основная цель их использования — снижение выбросов твердых частиц (PM/PN) от бензиновых двигателей, особенно с прямым впрыском (GDI), которые производят больше сажи из-за неполного сгорания топлива. Их установка требуется в соответствии с экологическими нормами (например, Euro 6d, Китай 6).
Основная цель их использования — снижение выбросов твердых частиц (PM/PN) от бензиновых двигателей, особенно с прямым впрыском (GDI), которые производят больше сажи из-за неполного сгорания топлива. Их установка требуется в соответствии с экологическими нормами (например, Euro 6d, Китай 6).
GPF/OPF/PPF фильтры устанавливаются на современные бензиновые машины, начиная с 2017 года, особенно в Европе, Китае и других регионах с нормами, аналогичными Euro 6. Например:
- Volkswagen Group (OPF на Audi, Porsche, VW).
- BMW, Mercedes-Benz, Volvo.
- Гибриды (например, гибриды Toyota с GPF).
Принцип работы бензиновых сажевых фильтров
GPF/OPF/PPF фильтры состоят из керамического субстрата с сотовой структурой и пористыми стенками.
- Выхлопные газы проходят через фильтр и частицы сажи задерживаются в стенках.
- Накопленная сажа сжигается при высоких температурах (550–650°C). Достигается за счет:
- Пассивной регенерации. Происходит естественным образом при длительной езде на высоких оборотах (например, по трассе).
- Активной регенерации. Электронный блок управления (ЭБУ) впрыскивает дополнительное топливо или корректирует зажигание, чтобы повысить температуру выхлопа.
- Датчики (температуры, давления, кислорода) передают данные в (ЭБУ) для оптимизации процесса регенерации.
Бензиновые сажевые фильтры, связаны с кислородными датчиками (лямбда-зонды), датчиками температуры выхлопных газов, системой EGR (рециркуляция выхлопных газов) и устанавливается после каталитического нейтрализатора (TWC — трехкомпонентный катализатор).
ЭБУ регулирует регенерацию через:
- Корректировку впрыска топлива.
- Изменение соотношения воздух-топливо.
- Управление дроссельной заслонкой.
В чем отличия GPF/OPF/PPF от дизельных сажевых фильтров (DPF):
- DPF: Больше по размеру, рассчитан на высокие нагрузки сажи (дизельные двигатели производят больше частиц).
- GPF/OPF/PPF: Компактнее, оптимизированы для меньшего объема сажи, но требуют более частой регенерации.
Причины нештатной работы или выхода из строя GPF/OPF/PPF фильтров
- Накопление сажи из-за неполной регенерации:
- Короткие поездки: Фильтр не нагревается до температуры, необходимой для сжигания сажи (550–650°C).
- Низкокачественное топливо: Содержит примеси, увеличивающие образование сажи.
- Частая езда в городском цикле: Низкие нагрузки на двигатель препятствуют пассивной регенерации.
- Засорение золой. Зола образуется при сгорании присадок в моторном масле или топливе. Она не сгорает и накапливается в фильтре, снижая пропускную способность.
- Механические повреждения. Трещины в керамическом субстрате из-за ударов, вибраций или термических перегрузок (например, резкое охлаждение горячего фильтра).
- Ошибки в работе системы управления. Неисправности датчиков (давления, температуры, кислорода). Сбои в программном обеспечении ЭБУ, приводящие к неправильному расчету циклов регенерации.
- Использование неподходящего масла. Масло с высоким содержанием сульфатной золы (например, не соответствующее стандарту Low SAPS) увеличивает засорение.
Симптомы неисправности
- Предупреждения на приборной панели. Загорается индикатор Check Engine или специфический символ сажевого фильтра.
- Снижение мощности двигателя. ЭБУ ограничивает мощность, чтобы защитить фильтр от разрушения.
- Повышенный расход топлива. Из-за частых попыток активной регенерации.
- Необычное поведение автомобиля. Рывки, провалы при разгоне, повышенные вибрации.
- Запах гари. При активной регенерации может ощущаться запах горящей сажи.
Методы восстановления работы бензиновых сажевых фильтров
Принудительная регенерация
- Специалисты запускают процедуру регенерации с помощью сканера (например, ODIS, Autocom). ЭБУ принудительно повышает температуру выхлопа для сжигания сажи.
- Совершите поездку по трассе (30–60 минут на скорости 80–120 км/ч), чтобы активировать пассивную регенерацию.
Очистка фильтра
- Химическая промывка. Специальные растворы (например, Liqui Moly Pro-line DPF Cleaner) заливаются в фильтр для растворения сажи и золы.
- Гидродинамическая очистка (промывка). Фильтр демонтируют и промывают, с использованием специального оборудования, для удаления отложений.
Замена фильтра
Если фильтр физически поврежден (трещины, оплавление) или засорение необратимо, требуется замена.
Ремонт сопутствующих систем
- Замена неисправных датчиков (лямбда-зондов, датчиков давления).
- Обновление прошивки ЭБУ для устранения программных ошибок.
Профилактика возникновения проблем с GPF/OPF/PPF фильтрами
- Раз в неделю совершайте поездки по трассе (минимум 20–30 минут).
- Используйте качественное топливо и масло:
- Топливо с минимальным содержанием серы (Евро-5/6).
- Моторное масло класса Low SAPS (например, VW 508 00, BMW Longlife-04).
- Своевременное ТО. Замена воздушного фильтра, свечей зажигания, контроль системы впрыска.
- Избегайте тюнинга. Удаление фильтра или чип-тюнинг могут нарушить работу системы и привести к ошибкам.
Последствия игнорирования неисправностей
- Полное засорение фильтра. Двигатель перейдет в аварийный режим, автомобиль может заглохнуть.
- Повреждение катализатора. Несгоревшая сажа может попасть в каталитический нейтрализатор и вывести его из строя.
- В странах с жесткими экологическими нормами (ЕС, Китай) езда с неисправным фильтром может привести к штрафам.
Большинство проблем с GPF/OPF/PPF фильтрами вызваны эксплуатационными ошибками, а не конструктивными недостатками. Своевременная диагностика, правильный стиль езды и использование рекомендованных материалов помогут избежать дорогостоящего ремонта. Если фильтр вышел из строя, оптимальное решение — обратиться в специализированный сервис, где проведут компьютерную диагностику и предложат адекватный метод восстановления.
Проведите диагностику бензинового сажевого фильтра GPF/OPF/PPF на СТО ТУРБОХЭЛП
- Опыт и экспертиза. Наша команда уже много лет работает с системами выпуска отработанных газов и турбонаддува. Это позволяет нам эффективно решать проблемы с противосажевыми и каталитическими элементами и устранять причины неисправностей.
- Современное оборудование. Для очистки GPF/OPF/PPF мы используем самый современный стенд гидродинамического воздействия спроектированный и изготовленный с учетом особенностей нашего авторынка.
- Собственное СТО. Грамотная диагностика с замером необходимых параметров, снятие и установка неисправных элементов — теперь все в одном месте. Просто позвоните или напишите, и мы найдем оптимальное решение проблемы.
- Все работы мы выполняем сами на собственном оборудовании.
- Габариты стенда позволяют диагностировать и очищать самые современные типы сажевый фильтров и катализаторов легковых и грузовых автомобилей, автобусов и микроавтобусов не нарушая целостности конструкции.
- Постоянная диагностика противодавления в реальном времени на всех этапах работы с фильтром.
- Система подачи горячего воздуха дает возможность протестировать сажевый фильтр в условиях максимально приближенных к реальным.
Звоните по номеру: +375 29 969 26 26; пишите в: Telegram, Viber, Whatsapp; на почту: turbohelp@gmail.com.