• GPF (Gasoline Particulate Filter / Сажевый фильтр для бензиновых двигателей) — улавливает частицы сажи из выхлопных газов бензиновых двигателей.
  • OPF (Otto Particulate Filter / Сажевый фильтр Отто) — аналог GPF. Термин «Отто» отсылает к циклу Отто (бензиновые двигатели). Часто используется немецкими производителями (например, Volkswagen Group, BMW).
  • PPF (Petrol Particulate Filter / Бензиновый сажевый фильтр) — то же, что GPF. Аббревиатура распространена в Европе и Великобритании.

Основная цель их использования — снижение выбросов твердых частиц (PM/PN) от бензиновых двигателей, особенно с прямым впрыском (GDI), которые производят больше сажи из-за неполного сгорания топлива. Их установка требуется в соответствии с экологическими нормами (например, Euro 6d, Китай 6).

Бензиновые сажевые фильтры (GPF/OPF/PPF)

Основная цель их использования — снижение выбросов твердых частиц (PM/PN) от бензиновых двигателей, особенно с прямым впрыском (GDI), которые производят больше сажи из-за неполного сгорания топлива. Их установка требуется в соответствии с экологическими нормами (например, Euro 6d, Китай 6).

GPF/OPF/PPF фильтры устанавливаются на современные бензиновые машины, начиная с 2017 года, особенно в Европе, Китае и других регионах с нормами, аналогичными Euro 6. Например:

  • Volkswagen Group (OPF на Audi, Porsche, VW).
  • BMW, Mercedes-Benz, Volvo.
  • Гибриды (например, гибриды Toyota с GPF).

Принцип работы бензиновых сажевых фильтров

GPF/OPF/PPF фильтры состоят из керамического субстрата с сотовой структурой и пористыми стенками.

  • Выхлопные газы проходят через фильтр и частицы сажи задерживаются в стенках.
  • Накопленная сажа сжигается при высоких температурах (550–650°C). Достигается за счет:
    • Пассивной регенерации. Происходит естественным образом при длительной езде на высоких оборотах (например, по трассе).
    • Активной регенерации. Электронный блок управления (ЭБУ) впрыскивает дополнительное топливо или корректирует зажигание, чтобы повысить температуру выхлопа.
    • Датчики (температуры, давления, кислорода) передают данные в (ЭБУ) для оптимизации процесса регенерации.

Бензиновые сажевые фильтры, связаны с кислородными датчиками (лямбда-зонды), датчиками температуры выхлопных газов, системой EGR (рециркуляция выхлопных газов) и устанавливается после каталитического нейтрализатора (TWC — трехкомпонентный катализатор).

ЭБУ регулирует регенерацию через:

  • Корректировку впрыска топлива.
  • Изменение соотношения воздух-топливо.
  • Управление дроссельной заслонкой.

В чем отличия GPF/OPF/PPF от дизельных сажевых фильтров (DPF):

  • DPF: Больше по размеру, рассчитан на высокие нагрузки сажи (дизельные двигатели производят больше частиц).
  • GPF/OPF/PPF: Компактнее, оптимизированы для меньшего объема сажи, но требуют более частой регенерации.
Принцип работы бензиновых сажевых фильтров
Бензиновые сажевые фильтры (GPF/OPF/PPF)

Причины нештатной работы или выхода из строя GPF/OPF/PPF фильтров

  • Накопление сажи из-за неполной регенерации:
    • Короткие поездки: Фильтр не нагревается до температуры, необходимой для сжигания сажи (550–650°C).
    • Низкокачественное топливо: Содержит примеси, увеличивающие образование сажи.
    • Частая езда в городском цикле: Низкие нагрузки на двигатель препятствуют пассивной регенерации.
  • Засорение золой. Зола образуется при сгорании присадок в моторном масле или топливе. Она не сгорает и накапливается в фильтре, снижая пропускную способность.
  • Механические повреждения. Трещины в керамическом субстрате из-за ударов, вибраций или термических перегрузок (например, резкое охлаждение горячего фильтра).
  • Ошибки в работе системы управления. Неисправности датчиков (давления, температуры, кислорода). Сбои в программном обеспечении ЭБУ, приводящие к неправильному расчету циклов регенерации.
  • Использование неподходящего масла. Масло с высоким содержанием сульфатной золы (например, не соответствующее стандарту Low SAPS) увеличивает засорение.

Симптомы неисправности

  • Предупреждения на приборной панели. Загорается индикатор Check Engine или специфический символ сажевого фильтра.
  • Снижение мощности двигателя. ЭБУ ограничивает мощность, чтобы защитить фильтр от разрушения.
  • Повышенный расход топлива. Из-за частых попыток активной регенерации.
  • Необычное поведение автомобиля. Рывки, провалы при разгоне, повышенные вибрации.
  • Запах гари. При активной регенерации может ощущаться запах горящей сажи.

Методы восстановления работы бензиновых сажевых фильтров

Принудительная регенерация

  • Специалисты запускают процедуру регенерации с помощью сканера (например, ODIS, Autocom). ЭБУ принудительно повышает температуру выхлопа для сжигания сажи.
  • Совершите поездку по трассе (30–60 минут на скорости 80–120 км/ч), чтобы активировать пассивную регенерацию.

Очистка фильтра

  • Химическая промывка. Специальные растворы (например, Liqui Moly Pro-line DPF Cleaner) заливаются в фильтр для растворения сажи и золы.
  • Гидродинамическая очистка (промывка). Фильтр демонтируют и промывают, с использованием специального оборудования, для удаления отложений.

Замена фильтра

Если фильтр физически поврежден (трещины, оплавление) или засорение необратимо, требуется замена.

Ремонт сопутствующих систем

  • Замена неисправных датчиков (лямбда-зондов, датчиков давления).
  • Обновление прошивки ЭБУ для устранения программных ошибок.

 

Профилактика возникновения проблем с GPF/OPF/PPF фильтрами

  • Раз в неделю совершайте поездки по трассе (минимум 20–30 минут).
  • Используйте качественное топливо и масло:
    • Топливо с минимальным содержанием серы (Евро-5/6).
    • Моторное масло класса Low SAPS (например, VW 508 00, BMW Longlife-04).
  • Своевременное ТО. Замена воздушного фильтра, свечей зажигания, контроль системы впрыска.
  • Избегайте тюнинга. Удаление фильтра или чип-тюнинг могут нарушить работу системы и привести к ошибкам.

Последствия игнорирования неисправностей

  • Полное засорение фильтра. Двигатель перейдет в аварийный режим, автомобиль может заглохнуть.
  • Повреждение катализатора. Несгоревшая сажа может попасть в каталитический нейтрализатор и вывести его из строя.
  • В странах с жесткими экологическими нормами (ЕС, Китай) езда с неисправным фильтром может привести к штрафам.

 

Большинство проблем с GPF/OPF/PPF фильтрами вызваны эксплуатационными ошибками, а не конструктивными недостатками. Своевременная диагностика, правильный стиль езды и использование рекомендованных материалов помогут избежать дорогостоящего ремонта. Если фильтр вышел из строя, оптимальное решение — обратиться в специализированный сервис, где проведут компьютерную диагностику и предложат адекватный метод восстановления.

Проведите диагностику бензинового сажевого фильтра GPF/OPF/PPF на СТО ТУРБОХЭЛП

  • Опыт и экспертиза. Наша команда уже много лет работает с системами выпуска отработанных газов и турбонаддува. Это позволяет нам эффективно решать проблемы с противосажевыми и каталитическими элементами и устранять причины неисправностей.
  • Современное оборудование. Для очистки GPF/OPF/PPF мы используем самый современный стенд гидродинамического воздействия спроектированный и изготовленный с учетом особенностей нашего авторынка.
  • Собственное СТО. Грамотная диагностика с замером необходимых параметров, снятие и установка неисправных элементов — теперь все в одном месте. Просто позвоните или напишите, и мы найдем оптимальное решение проблемы.
  • Все работы мы выполняем сами на собственном оборудовании.
  • Габариты стенда позволяют диагностировать и очищать самые современные типы сажевый фильтров и катализаторов легковых и грузовых автомобилей, автобусов и микроавтобусов не нарушая целостности конструкции.
  • Постоянная диагностика противодавления в реальном времени на всех этапах работы с фильтром.
  • Система подачи горячего воздуха дает возможность протестировать сажевый фильтр в условиях максимально приближенных к реальным.

Звоните по номеру: +375 29 969 26 26; пишите в: Telegram, Viber, Whatsapp; на почту: turbohelp@gmail.com.

Диагностика и восстановление (DPF/FAP/SCR) сажевых фильтров, катализаторов, EGR любых типов и любых производителей для легковых, грузовых автомобилей, автобусов и микроавтобусов