Рано или поздно, турбину придётся ремонтировать. Существует общенародное высказывание: лучше, чем сам – не сделает никто. Каждый может стать технически подкованным благодаря интернету и попробовать отремонтировать турбину своими руками. Собственная гордость и уважение гарантируются, как и экономия финансовых средств.
Турбокомпрессор, на самом деле не такое сложное устройство, чтобы его понять. По сути он состоит из трёх частей: корпус, картридж и актуатор. По крайней мере на первый взгляд. Однако при разборке все оказывается немного сложнее, но все равно никаких нанотехнологий. Выхлопные газы напрямую сотрудничают с турбинной частью. Компрессор несёт ответственность за наддув двигателя. Через так называемый подшипниковый узел (картридж) проходит вал / ротор. Колесо турбины жёстко связано с валом. Колесо компрессора расположено на валу и крепится гайкой. Более того, в турбине присутствует система регулировки потоков выхлопных газов. Актуатор может располагаться как на корпусе компрессора, так и на турбине. Перепускной клапан управляется как раз этой системой. Масло не вытекает наружу благодаря специальным уплотнениям в картридже. В принципе, это самые основные моменты по узлам и деталям турбины.
На первый взгляд всё просто. У многих возникнет желание самостоятельно осуществить ремонт турбины и получить положительный результат. Новая турбина – дорого (450-1200$). Б/у турбина без гарантии – это “кот в мешке”, рулетка. Купить восстановленный турбокомпрессор? Снова непредвиденные расходы (400-600 BYN). Поэтому ремонт собственными руками неплохой вариант. Постараемся рассмотреть все подводные камни и понять, на каком этапа ремонтного процесса услуги ТУРБОХЭЛП Вам обязательно понадобятся.
Снятие и установка турбины
Снять турбину и установить её обратно – это, пожалуй, единственный более-менее понятный момент для того, чтобы его сделать самому. Демонтаж и монтаж турбо пройдут с успехом вашими собственными силами, если Вы:
- имеете представление об устройстве турбокомпрессора и его работе,
- понимаете, из чего состоит автомобиль и как это всё взаимосвязано,
- умеете обращаться с необходимыми вспомогательными инструментами,
- у вас есть в распоряжении специально оборудованное место для монтажа/демонтажа деталей автомобиля
- являетесь внимательным, аккуратным и терпеливым человеком.
Но стоит принять во внимание следующие пункты:
- Перед установкой турбины обязательно убедитесь в чистоте трубки, что подводит масло;
- Ваше рабочее место должно быть чистым, чтобы никакая грязь не попала вовнутрь турбины;
- До того, как устанавливать турбину в двигатель, добавьте 15-20 гр. масла в необходимо отверстие и проверните вал, чтобы оно равномерно распределилось;
- После установки турбины, поменяйте воздушный фильтр на новый, а также масло с масляным фильтром;
- Запрещено использовать любые клеи, герметик, силикон, когда закрепляете подводящие трубки;
- После монтажа, заведите авто. Дайте поработать минут 20 на холостых оборотах;
- Осмотрите автомобиль на отсутствие подтёков любого вида (ОЖ и масло);
Разборка и очистка турбины
С разборкой турбины все более или менее просто. Если у вас есть в наличии весь необходимый инструмент, ловкость рук, физическая сила и немного везения чтобы ничего не поломать то скорее всего вы справитесь с этой задачей.
Следующий этап – очистка деталей. Дело в том, что для последующей сборки турбокомпрессора с замененными деталями вся окалина, нагар, ржавчина и иные отложения должны быть полностью удалены. Иначе результат будет печальным – зазоры в турбокомпрессоры минимальные, любой перекос даже в 0,5мм повлечет за собой лишнее трение и очень быстрый износ. Можем Вас заверить что баночки карбклинера и WD-шки (главный инструмент ютюб ремонтника) вам точно не хватит. Мойка деталей, ультразвуковая ванна, дробеструй и пескоструй, компрессор… Это минимальный набор агрегатов для нормальной очистки любых деталей мотора. В принципе в любой мастерской по ремонту авто деталей (рейки, стартера, генераторы, турбины итд) такие приборы имеются, поэтому разобрав турбину вы можете отнести все запчасти в мастерскую неподалеку для правильной очистки.
Зазоры и люфты
Самостоятельный ремонт – это безусловно здорово. Но логическое понимание устройства турбокомпрессора действительно необходимо. Простой пример: имеется подшипниковый узел, внутри втулка / подшипник и корпус. Между ними есть люфт. Вы можете определить это как дефект. Делаете из бронзы новые втулки и запрессовываете их в корпус с небольшим натяжением. Дело в том, что у многих слесарей имеется представление, что новые втулки, это словно втулки в стартере или, может быть, в головке шатуна. Это фатальная ошибка. Турбина будет работать в своих предельных режимах. А демпфирующий эффект будет снижен, так как будет отсутствовать масляная плёнка. Подшипники скольжения быстро потеряют свои свойства. В 100% случаев вы уничтожите турбину окончательно. Иными словами, для качественного ремонта турбины нужно иметь правильное понимание устройства турбокомпрессора и его работы изнутри.
Дисбаланс деталей
Турбина – это конструктор. Большинство деталей имеют вращательный характер. Балансировка вращающихся частей – это важный процесс и может быть только выполнен на профессиональном оборудовании специализированного сервиса по турбинам. Диапазон частоты вращения ротора 100-200 тыс. об/мин. Растёт скорость – растёт частота вращения. Любой дисбаланс – критичен.
Если Вы решили разобрать и обновить подшипниковый узел, то знайте – любые подобные действия приводят к нарушению балансировки (никакие метки перед разборкой не помогут), и это нормально если в последующем вы сбалансируете собранный узел на оборотах близких к рабочим. Поэтому понимать необходимо следующее – турбина с дисбалансом сломается гарантированно и оперативно.
Для балансировки деталей турбины и сердцевины турбокомпрессора в сборе существуют специальные стенды. В ТУРБОХЭЛП мы сможем Вам помочь в правильной балансировке ротора и непосредственно картриджа в сборе на таком оборудовании. В том числе если вы приобрели картридж в сборе. Дело в том, что нет никакой гарантии что такой картридж был сбалансирован после сборки и в нем отсутствуют течи масла (к сожалению, случаи покупки некачественных картриджей нередки).
Настройка турбокомпрессора
В том случае если у Вас есть на руках уже сбалансированный и собранный турбокомпрессор, Вам обязательно потребуется его окончательная настройка для достижения оптимальной производительности и отсутствия ошибок по «недодуву и передуву». В принципе, существует теоретическая возможность донастройки турбины уже на автомобиле, т.к. примерно 20% турбин установлены на авто таким образом когда есть возможность отрегулировать актуатор и ограничитель хода механизма изменяемой геометрии. В таком случае Вам обязательно нужно вооружиться спец. инструментом и диагностическим сканером отображающим фактическое и заданное производителем значение наддува. В остальных 80% придется повторно снимать турбокомпрессор с авто и донастраивать его «вслепую».
Чтобы избежать таких приключений существует специальное оборудование, позволяющее измерить количество проходящего через турбокомпрессор воздуха в зависимости от регулировок актуатора и механизма VNT.
Итоги по ремонту турбины
Подведём итоги нашей вспомогательной статьи:
Правильно самостоятельно отремонтировать турбокомпрессор в домашних условиях в большинстве случаев не получится из-за отсутствия необходимого оборудования и знаний тонкостей техпроцессов.
Неспециализированные сервисные центры (СТО общего профиля) также не смогут гарантировать успешный ремонт турбины;
Специализированный сервис по ремонту турбин должен иметь необходимое оборудование для очистки, начальной и конечной балансировки ротора турбины, настройке турбины в сборе.
Но даже это не главное, т.к. в любом деле важен опыт и приобретенные с ним навыки. Сервис по ремонту турбин должен предоставлять качественные консультации по эксплуатации турбокомпрессора и увеличению срока его службы.
Тем не менее, даже если Вы решите пойти по пути самостоятельного ремонта, мы будем рады помочь Вам на любом из этапов восстановленияВсе вопросы Вы можете задать по телефону для технических консультаций компании ТУРБОХЭЛП
+375 (29) 323 03 05 – ремонт турбин на оборудовании