Турбокомпрессоры, предназначенные для автомобилей DAF 105XF, могут оказаться дорогостоящими в обслуживании, особенно если вы предпочитаете использовать оригинальные запчасти. Однако это необходимо! Выход турбины из строя на этом конкретном автомобиле может негативно сказаться на работе двигателя и, в конечном итоге, даже привести к его поломке. Поэтому подход к ремонту и профилактике этих турбокомпрессоров должен быть очень серьезным и ответственным.
Про турбину DAF XF 105
Турбокомпрессоры, установленные на грузовиках DAF 105, работают на высоких оборотах с максимальными нагрузками. По всей видимости, завод-изготовитель турбокомпрессоров изначально не учел этот аспект. Часто поломка такой турбины может повлечь за собой серьезные последствия, включая повреждение двигателя. Однако иногда, хотя и реже, происходит обратная ситуация: двигатель или другие предметы могут нанести ущерб турбине, что в конечном итоге приводит к ее поломке и, часто, к последующей поломке двигателя.
Давайте рассмотрим более подробно первый случай. Если говорить о том, что двигатель «наносит удар» по турбине, то это означает, что продукты разрушения двигателя, такие как мелкие или даже крупные части (например, куски клапанов или седел клапанов), попадают в выпускной коллектор и при прохождении через корпус турбины ТКР (чугунный коллектор) наносят удар по лопастям турбинного колеса во время работы на высоких оборотах. Иногда это приводит к искривлению или поломке ротора (вала) и повреждению компрессорного колеса (лопасти для воздушного сжатия), что, в конечном итоге, может привести к полной поломке турбины DAF. Эта ситуация может возникнуть не только на автомобилях DAF, но и на автомобилях всех других марок, и она не является уникальной.
Второй вариант поломки турбины связан не с «слабостью» самой турбины, а с попаданием «посторонних предметов». Это происходит, когда из воздушного тракта, в результате его повреждения или повреждения воздушного фильтра, воздушные частицы, такие как песок, камни и т. д., попадают в турбину и повреждают компрессорное колесо (лопасть для воздушного сжатия). Это приводит к дисбалансу ротора и иногда изгибу ротора, особенно если в турбину всасываются крупные предметы. В результате этого происходит быстрый износ и поломка ротора турбины, что часто сопровождается «ударом по двигателю» — быстрым протеканием масла через поломанный ротор (вал) в интеркулер и далее в поршневую группу двигателя. Это может привести к серьезным проблемам с двигателем.
Наиболее распространенной и частой причиной поломки турбины DAF 105XF является разрушение компрессорного колеса (лопасти для воздушного сжатия) при высоких оборотах из-за слабости металла или его усталости. В таких случаях лопасть может разорваться на оборотах, часто повреждая ротор (вал) турбины. В результате этого часто возникают серьезные проблемы с двигателем, включая закачивание масла под давлением в поршневую группу. Обычно первым пострадавшим цилиндром становится шестой, где гнется шатун, а иногда повреждается поверхность гильзы цилиндра.
Также следует отличать поломку лопасти и ротора турбины из-за износа подшипников турбины. При износе подшипников увеличивается люфт ротора, что на больших оборотах или при переключении передачи может привести к контакту лопасти с корпусом компрессора (воздушной улитки) и их поломке, часто сопровождающейся поломкой ротора турбины.
Таким образом, мы рассмотрели три основные причины поломки турбины на DAF 105, причем наиболее распространенной является поломка компрессорного колеса. Эти проблемы особенно актуальны для грузовиков DAF XF105, где турбины работают на максимальных оборотах. Аналогичные ситуации могут возникать и для турбин на грузовиках MAN TGA и TGX (430-460 л.с.), хотя в их случае чаще страдает ротор турбины, а реже — компрессорное колесо.
Из-за высоких оборотов грузовиков DAF 105XF наиболее уязвимой частью турбокомпрессоров является компрессорное колесо, а иногда ротор турбины. Поэтому в оригинальных турбинах производителя KKK Borg Warner для грузовиков DAF 105XF используются усиленные роторы и компрессорные колеса, изготовленные из специальных сплавов металлов и с применением технологий, которые способствуют снижению риска микротрещин. Завод-изготовитель турбокомпрессоров постоянно усовершенствует сплавы и технические характеристики компрессорных колес, чтобы продлить их срок службы.
Важно отметить, что при высоком пробеге (600-700 тыс. км) необходимо заменить или провести капитальный ремонт турбокомпрессора, и это должно быть сделано только квалифицированными специалистами.
И, наконец, относительно недавно появились попытки увеличить мощность двигателя путем настройки актуатора турбины. В таких случаях следует учитывать, что это увеличивает риск преждевременной поломки турбокомпрессора из-за перегрузки компрессорного колеса. Возможно, в этом случае стоит рассмотреть замену компрессорного колеса на титановое, но это также сопряжено с рисками. Титановые компрессорные колеса считаются наиболее прочными и надежными на сегодняшний день, и завод-изготовитель начал их использовать в турбокомпрессорах для DAF 105XF с 2015 года выпуска.
Ремонт турбины DAF XF 105
Подводя итог всему, что было сказано, приходится сделать вывод о необходимости своевременного профессионального капитального ремонта турбокомпрессора на грузовиках DAF 105XF, чтобы избежать его поломки и предотвратить возможные проблемы с двигателем. В процессе ремонта турбины следует учесть, что может потребоваться замена корпуса подшипников (в зависимости от состояния), замена ротора турбины, всех подшипников и уплотнительных колец, а также замена компрессорного колеса (воздушной лопасти) на оригинальное или максимально приближенное к оригиналу.
Диагностика состояния турбины DAF 105 должна проводиться при нормальной эксплуатации и работе двигателя, начиная с 400-500 тысяч километров пробега. Рекомендуется проводить обслуживание и ремонт турбины после достижения 600 тысяч километров пробега. Этот подход согласуется с рекомендациями дилерских СТО, которые также придерживаются этого графика. Однако стоит отметить, что некоторые экземпляры турбин могут работать более 1 миллиона километров без ремонта, но такая эксплуатация всегда сопряжена с риском поломки турбины в дороге, и результат зависит от регулярного обслуживания и нагрузок.
При ремонте турбокомпрессора DAF 105XF вы можете выбрать вид компрессорного колеса для замены. Следует учитывать, что производитель устанавливает три основных вида компрессорных колес:
- Оригинальное компрессорное колесо, изготовленное из алюминиевого сплава, с нарезкой фрезеровкой. Оно также считается «усиленным» (производитель — Borg Warner) и доступно в двух вариантах.
- Компрессорное колесо с фрезеровкой и титановым покрытием.
- Титановое компрессорное колесо, которое считается самым прочным и дорогим. Оно всегда имеет выраженную фрезеровку и большой вес, что требует особого подхода к балансировке.
Существуют также китайские варианты компрессорных колес, но они не рассматриваются как надежные и рекомендуемые, особенно для автомобилей, эксплуатируемых в странах Беларусь и Россия. Их установка может снизить стоимость ремонта, но также увеличивает риск последующей поломки турбины.
Большинство компрессорных колес, используемых для увеличения прочности, изготавливаются путем фрезеровки, что делает их более подходящими для высоких нагрузок и надежными вариантами.
Есть вопросы по эксплуатации, настройке, тюнингу или ремонту турбокомпрессора?
Звоните: +375 (29) 969 26 26.
Мы обязательно постараемся вам помочь!
Наши услуги